ГАЗ-3102 «Волга»
ГАЗ-3102 «Волга»
ГАЗ-3102 «Волга» (простореч. «ноль вторая», «тридцать первая») — советский и российский автомобиль среднего класса, выпускавшийся с 1981 по 2008 годы. Горьковским автомобильным заводом. Является модернизацией и глубоким рестайлингом кузова поколения ГАЗ-24.
ГАЗ-3102 «Волга»
Запуск в серию
В 1976 году на заводе всерьез задумались о замене ГАЗ-24, которая начала постепенно «отставать» от зарубежных автомобилей бизнес-класса. Тогда же было получено техзадание на разработку новой «Волги».

Новый автомобиль получил название ГАЗ-3102, за основу которого был взят нереализованный ГАЗ-3101, дизайн которого был немного обновлён. Салон был также пересмотрен, однако его стилистическое решение осталось прежним.

Автоматическую коробку передач было решено заменить на стандартную 4-х ступенчатую механическую коробку, из-за отсутствия в то время в Советском Союзе технологии серийного производства АКПП. перспективный двигатель V8 также не пошёл в серию — ЗМЗ не мог обеспечить выпуск такого двигателя для легкового автомобиля. Однако для новой «Волги» был разработан двигатель ЗМЗ‑4022.10. Этот двигатель отличался от стандартного ЗМЗ-402 тем, что имел форкамерно-факельную систему зажигания.

В каждом цилиндре имелся третий клапан, под которым стояла свеча. Горючая смесь поступала туда от третьей камеры специально разработанного для этого карбюратора К‑156.
Образовавшийся в предкамере факел поджигал смесь в основной камере сгорания. ЗМЗ‑4022.10 также имел прогрессивную систему ступенчатого впуска воздуха: два клапана во впускном коллекторе обедняли смесь на малых оборотах.
ГАЗ-3102 «Волга»
Такое конструктивное решение дало прибавку к мощности двигателя на 10 л. с. — до 105 л. с., а расход топлива снизился на 2 литра — до 8,5 л. на 100 км пробега. Также снизилась концентрация вредных веществ в отработавших газах.

Была модернизирована тормозная система. Для этого была приобретена лицензия на тандемный вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) у британской компании Girling. В отличие от применявшихся до этого обычного гидровакуумного усилителя, ВУТ сохранял работоспособность всей системы даже при частичной разгерметизации какого-либо из контуров. Появились дисковые передние тормоза — впервые на советском автомобиле такого класса. В целом новая тормозная система работала эффективнее при возросшей мощности двигателя.

В конце 1980 года, когда работы над ГАЗ-3102 были практически завершены, завод получил заказ на опытно-промышленную партию новых ГАЗ-3102. 22 декабря 1980 года была собрана первая опытная партия ГАЗ-3102. Это событие совпало по времени с принятием решения о прекращении производства ГАЗ-13 «Чайка».
Существовала и спецверсия ГАЗ-31013 — «догонялка» с двигателем V8 от Чайки.
ГАЗ-3102 «Волга»
Источники: