ГАЗ-14 «Чайка»
ГАЗ-14 «Чайка»
ГАЗ-14 «Чайка» — советский представительский легковой автомобиль большого класса, собиравшийся вручную на Горьковском автомобильном заводе с 1977 по 1988 год. Всего за 11 лет производства было изготовлено 1114 автомобилей ГАЗ-14.
ГАЗ-14 «Чайка»
ГАЗ-14 не продавался частным лицам и предназначался в качестве служебного транспорта министрам союзных республик, первым секретарям обкомов и крайкомов партии, директорам крупных стратегических предприятий, командующих войсками военных округов и т. д. Лимузины ГАЗ-14 могли использоваться для визитов и сопровождения правительственных кортежей с бронированными лимузинами ЗИЛ-4104.

Для новой «Чайки» был модернизирован двигатель ГАЗ-13. Его мощность возросла с 195 до 220 л. с. за счёт установки двух карбюраторов, появилась электронная система зажигания, система охлаждения с антифризом, полнопоточная система смазки с односекционным маслонасосом и сменным фильтром взамен центрифуги и т. д.[2] При этом автоматическая коробка передач планетарного типа осталась практически без изменений.
ГАЗ-14 «Чайка»
ГАЗ‑14 получил переднюю шаровую подвеску (на ГАЗ-13 подвеска была шкворневой). Тормозная система с тремя усилителями выпускалась по лицензии фирмы «Girling» и имела передние дисковые тормоза. Стояночный тормоз имел тросовый привод от педали, за счёт чего в «Чайке» имеется три педали (стояночного тормоза, тормозной системы и акселератора).
На ГАЗ-14 было установлено множество современных технических решений. Например, задние противотуманные фары, а также стеклоочистители, которые при выключении автоматически убирались под капот.

Так как ГАЗ-14 предназначался для высшего партийного руководства, автомобиль отвечал всем требованиям безопасности того времени. В двери были вварены брусья безопасности, в салоне имелись инерционные трёхточечные ремни безопасности и мягкая отделка салона.

Примечательно, что комбинация приборов была идентична ГАЗ-3102, который будет запущен в производство лишь в 1982 году.

Салон ГАЗ-14 был обит велюром с деревянными вставками. В салоне был предусмотрен кондиционер фирмы Denso, воздуховоды от которого располагались у задних пассажиров. Также была установлена аудиосистема «Радиотехника» с магнитофонной приставкой «Вильма» и дополнительным пультом управления, разработанная специально для ГАЗ-14.

Между передним и задним рядом сидений установлены два откидных сиденья для сотрудников охраны, поэтому на задних дверях имелось две ручки открывания. Была улучшена посадка пассажиров и водителя за счёт отсутствия выступающих порогов пола.

Первый предсерийный экземпляр вишнёвого цвета (с номером кузова 000001) был собран в конце 1976 года в подарок к 70-летнему юбилею Л. И. Брежнева. В октябре 1977 году началась полноценная сборка ГАЗ‑14[6] в цеху ГАЗа по производству автомобилей малых серий (ПАМС) параллельно с ГАЗ-13 (до 1981 года). Все детали автомобиля закреплялись и подгонялись вручную. Кузов окрашивался специальной чёрной нитроэмалью, каждый слой наносился примерно 15 раз.
ГАЗ-14 «Чайка»
В годы перестройки, на фоне начавшейся «борьбы с привилегиями», по указанию М. С. Горбачёва была прекращена сборка ГАЗ-14 «Чайка». Последний экземпляр ГАЗ-14 был изготовлен 24 декабря 1988 года, после чего на заводе уничтожили всю рабочую документацию и техническую оснастку для производства ГАЗ-14.
Источники: