ГАЗ-21 «Волга»
ГАЗ-21 «Волга»
ГАЗ-М-21 «Волга» — советский автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1956 по 1970 год. Представляет собой четвертое поколение, является «преемником» модели ГАЗ-М-20 «Победа». Производство ГАЗ-21 на самом ГАЗе продолжалось до 15 июля 1970 года, но ещё долгое время после этого сборка, по сути, новых автомобилей продолжалась на авторемонтных заводах, встречаются «ремзаводовские» машины выпуска вплоть до второй половины 1970-х годов. Заводской индекс модели — изначально был М-21, позднее (с 1965 года) — ГАЗ-21.

Последняя «Волга» сошла с конвейера 15 июля 1970 года. Этот автомобиль модификации 21УС с номером кузова 334312, окрашенный в антрацитовый цвет, занял место в экспозиции заводского музея. Всего с 1956 по 1970 годы было выпущено 638875 автомобилей ГАЗ-21 и ГАЗ-22.
ГАЗ-21 «Волга»
Кадр из х/ф «Берегись автомобиля», реж. Э.Рязанов, 1966 г.
Три серии 21-й Волги
У ГАЗ-21 первой серии, или «звезда», которая выпускалась с 1956 года по 1958 год решетка из трех хромированных прутьев, а на самом большом посередине расположилась звезда, на бортиках установлены ходовые огни. А на капоте красуется олень.
ГАЗ-21 «Волга» первой серии
Более массовым является автомобиль второй серии, выпускавшийся тоже всего два года: с 1959 по 1961 год. Автомобиль имеет уже совсем другую решетку, которая называется Акулья Пасть. Именно с такой решеткой планировался выпуск первой серии, однако она не понравилась маршалу Жукову, который в свою очередь и приказал изменить форму решетки и добавить звезду. Таким образом, на автомобиле уже нет звезды, но остается фирменный олень.
Самой массовой был выпуск ГАЗ-21 третьей серии. Она производилась целых восемь лет: с 1962 по 1970 год. На третьей серии мы видим уже совсем отличную решетку: она имеет более частое расположение прутиков, чем предшественница. А также можно заметить и удешевление конструкции - с капота убрали всеми любимого оленя и хромированную полосу, которая красиво проходила прямо посередине капота.
ГАЗ-21 «Волга» третьей серии
21-ю Волгу выпускали даже за рубежом! Сборку (а точнее, досборку) автомобилей под названием Scaldia-Volga в 1960 году начал бельгийский импортёр – фирма Scaldia-Volga S.A., которая импортировала в Европу советские машины. Волга бельгийской сборки отличалась от советской машины «сердцем»: под капотом вместо обычных 4-цилиндровых двигателей ЗМЗ стояли более экономичные дизели нескольких марок – Indenor-Peugeot, Perkins и Rover.
Рекламная афиша бельгийского импортера ГАЗа
«Звездные» владельцы
В 1961 году первый в мире космонавт Юрий Гагарин в качестве награды за покорение космоса получил в подарок от коллектива Горьковского автозавода чёрный ГАЗ-21И с 70-сильным двигателем. Впрочем, от обычной «двадцать первой» второй серии «гагаринская» Волга черного цвета с госномером 78-78 МОД отличалась разве что светло-голубым цветом салона. Причем хромированные шильдики с надписью «Волга» от более позднего выпуска на передних крыльях машины Гагарина появились в 1963 году, когда он посетил Горьковский автозавод. После гибели Юрия Алексеевича в 1968 году машина с пробегом около 90 000 километров с 1971 года хранилась в специально созданном для неё стеклянном гараже возле дома-музея первого советского космонавта в городе Гагарин Смоленской области.

А вот народный артист Юрий Никулин владел не седаном, а универсалом модели ГАЗ-22, который любимцу миллионов в порядке исключения в первой половине шестидесятых годов продали после того, как Никулин в письменном виде аргументировал необходимость приобретения именно «универсальной» Волги. Ведь, в отличие от седана, в частные руки «двадцать вторую» можно было заполучить не ранее начала семидесятых годов — и то в изрядно потрёпанном виде, будучи списанной из какого-нибудь госучреждения.
ГАЗ-21 «Волга»
Источники: