ГАЗ-13 «Чайка»
ГАЗ-13 «Чайка»
ГАЗ-13 «Ча́йка» — советский представительский легковой автомобиль большого и представительского класса, выпускавшийся малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1981 год. Сменил модель поколения «ЗИМ» ГАЗ-12. Начиная с этой модели, данный (большой) класс автомобилей становится привилегированным: прекращается их массовое изготовление, и они не допускаются для использования кем-либо, кроме руководителей определённого уровня, советских послов (дипломатов) и иностранных граждан. В связи с этим ограничивается и палитра возможных цветов окрашивания кузовов. В 1977 году на смену пришла модель следующего поколения — «Чайка» ГАЗ-14.
ГАЗ-13 «Чайка»
В отличие от ЗИМа, который официально находился в свободной продаже населению (хотя и по очень высокой цене — 40 000 рублей, более чем в два раза дороже «Победы»), «Чайка» никогда не была товаром народного потребления, даже не имела установленной розничной цены.

Причины, побудившие руководство страны запретить продажу машины, называются разными. Розничная цена «Чайки» составила бы 17 500 рублей, что при цене на Волгу в 5 500 рублей было просто астрономической суммой. Никаких подтверждённых данных об автомобилях данной марки, новыми попавшими в личное пользование граждан, нет. В разное время Чайки были подарены Валентине Терешковой, Фиделю Кастро, Георгию Жукову, Михаилу Шолохову, Галине Улановой. Автомобиль Терешковой был единственной машиной, окрашенной в белый цвет. «Чайки» были прикреплены к указанным лицам и обслуживались, в частности, Московской автобазой № 12 (позже Первый Автокомбинат).

«Чайки» использовались в качестве персонального транспорта высшей номенклатуры (преимущественно — министров, первых секретарей обкомов), который выдавался как составная часть положенного «пакета» привилегий. Служили они и в посольствах, как самого СССР за границей, так и других стран в СССР.

И седаны, и кабриолеты «Чайка» использовались на парадах, подавались при встречах иностранных лидеров, видных деятелей и героев, применялись в качестве машин сопровождения.
ГАЗ-13 «Чайка»
Также «Чайки» поступали в «Интурист», где, в свою очередь, их могли заказать все желающие, для использования в качестве свадебных лимузинов.

С автомобилем ГАЗ-13 связано несколько громких ДТП. Так, в 1966 году на этом автомобиле попал в тяжелую аварию командующий Московским военным округом генерал армии А. П. Белобородов. В 1970 году в Минске на «Чайке» в ДТП со смертельным исходом попал заместитель Председателя Совета Министров БССР Г. Я. Киселев. В 1976 году на «Чайке» попали в ДТП и погибли Председатель Президиума Верховного Совета БССР Ф. А. Сурганов и командующий 26-й воздушной армии Л. И. Беда, которые ехали из Беловежской пущи. На «Чайке» в 1980 году погиб первый секретарь ЦК Коммунистической партии Белоруссии П. М. Машеров. Именно гибель Машерова и послужила причиной скорого прекращения производства морально устаревшей к этому времени машины. В 1982 году возле Тбилиси на «Чайке» попал в ДТП и погиб председатель Совета Министров ГССР Зураб Патаридзе.

В наше время некоторые из автомобилей «Чайка» всё ещё используется в качестве свадебного автомобиля. А основная масса аутентичных экземпляров находятся в частных коллекциях и музеях по всему миру. Двигатель ГАЗ-13 в несколько измененном виде использовался также в грузовике ГАЗ-53, производство которого продолжалось до 1993 года.

В 2013 году во время празднования 50-летия полёта Терешковой на корабле «Восток-6» во время поездки по Ленинскому проспекту была использована «Чайка».
Источники: